Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 333

Если вследствие неточностей монтажа или по другим причинам приложенная осевая сила эксцентрична, то давления в точках, лежащих на одной круговой траектории, уже не будут одинаковы. Износ вращающейся поверхности по-прежнему будет осесимметричным, так как любая точка круговой траектории за один оборот подвергается воздействию давлении в одинаковой последовательности. У неподвижной поверхности будет наблюдаться неравномерность износа не только в осевых сечениях, но и на круговых траекториях.

Во вторую группу входят вращательные пары, в которых одна по- верхность прения подвергается местному нагружению, а сопряженная с ней — циркуляционному нагружению при постоянной силе. Деталями этой группы являются подшипники, цапфы и колодочные тормоза.

Местным нагружением круговой цилиндрической поверхности называют такой вид нагружения, когда радиальная нагрузка воспринимается одним и тем же ограниченным участком поверхности. Циркуляционное нагружение — вид нагружения, когда вращающаяся цилиндрическая поверхность нагружается радиально-последовательно по всей окружности.

При действии постоянной радиальной силы вращающийся .вал подвергается циркуляционному нагружению, а подшипники — местному. При любой эпюре давлений рабочая поверхность вала будет изнашиваться равномерно по окружности, а износ подшипника будет односторонним (рис. 16.1, а). При граничной смазке и трении без смазочного мате-

риала зона износа подшипника смещена от приложенной силы в направлении, противоположном движению, а при жидкостной или полужидкостной смазке — в сторону движения. Если сила, сохраняя постоянство направления, изменяется по величине на различных установившихся режимах работы машины, то в связи с перемещениями по окружности нагруженной области подшипника зона его одностороннего износа расширится. Еще шире будет она при вращении вала попеременно в обоих направлениях. Эффект вращения вала с различной установившейся скоростью аналогичен изменению величины силы.