Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 341

На рис. 16.12 показан профиль зуба с увеличенной глубиной фланка, искаженный в результате изнашивания. У вершины зуба расположен участок, не участвовавший в зацеплении. Если теоретический коэффициент перекрытия лишь немного более единицы, то с течением времени, как отмечает А.И. Кораблев, он может стать менее единицы, зацепление становится кромочным [1]. Это обусловливает образование продольных углублений в основаниях зубьев (см. рис. 16.12). В результате износа зубьев радиусы их кривизны могут уменьшиться, отчего в соответствующих участках профиля зуба контактные напряжения становятся выше предела контактной выносливости при достаточном начальном запасе прочности.

В тихоходных передачах с коэффициентом перекрытая, близким к единице, наиболее интенсивно изнашиваются зоны с наибольшей удельной скоростью скольжения, а именно участки входа и выхода из зацепления. При значительном абразивном износе зубья срабатываются до полного заострения. В коробках передач с передвижными блоками шестерен наблюдается усиленное изнашивание с заметным утонением зуба со стороны входа в зацепление.

Непостоянство момента сил сопротивления по углу поворота ведомого колеса является особой причиной неравномерного износа зубьев. Большое влияние на эту неравномерность могут оказать упругие колебания в системе даже при почти постоянных моментах движущихся сил и сил сопротивления. На одном судовом редукторе был случай неравномерного износа зубьев с двумя пиками на двух зубьях в результате действия осевых и крутильных колебаний.

В червячных передачах зубья колеса изнашиваются в большей степени, чем витки червяка. Износ сосредоточивается на участках с неблагоприятными условиями смазывания. Эта зона расположена на стороне выхода червяка из зацепления у ножки зуба.