Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 326

При испытании использовали следующие смазочные материалы:

1) масло МТ-8П пониженной вязкости, применяемое для гусеничных машин и содержащее в небольших количествах противопенную, про- тивоизносную и противозадирную присадки; 2) масло ТСЗП-8 пониженной вязкости, содержащее противозадирную, противоизносную и противоокислительную присадки, имеет пологую вязкостно-температурную характеристику и применяется для тяжелых гусеничных машин и грузовых автомобилей на Севере; 3) масло ТАД-17и средней вязкости с фосфорсодержащей присадкой, применяется для гипоидных передач легковых автомобилей; 4) синтетическое масло Б-ЗВ пониженной вязкости на основе сложных эфиров низкомолекулярных карбоновых кислот, содержащее противоокислительную, противозадирную и противоизносную присадку, имеет пологую вязкостно-температурную характеристику, применяется для вертолетов и турбовинтовых двигателей.

При испытании не наблюдалось как заедания, так и пластической деформации роликов. Результаты испытаний роликов в логарифмических координатах в виде кривых усталости при вероятности отказа 50% приведены на рис. 14.5. Из приведенных данных видно, что масла имеют различные противопиттинговые свойства и могут оказать влияние на сопротивление контактной усталости зубчатых колес, особенно при малых контактных напряжениях (ак = 2000 МПа). При высоких напряжениях различие в противопиттинговых свойствах масел уменьшается, и при Gk = 2800 МПа оно практически исчезает. Таким образом, введение

активных веществ в смазочные материалы в целях снижения вероятности заедания контактных пар может привести к снижению сопротивления контактной усталости [4].

4. Контактная усталость пластмасс

Пластмассовые детали при контактных нагрузках могут подвергаться изнашиванию и контактной усталости. При умеренном выделении теплоты наблюдается мелкое выкрашивание материала в зависимости от вида смазочного материала или отслаивание.