Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 325

Кроме того, причиной отслаивания может быть значительное пластическое деформирование неупрочненной поверхности детали под действием контактной нагрузки. При качении без смазочного материала или с пластичным смазочным материалом возникающие на поверхности усталостные трещины залечиваются (слипаются) при пластической деформации, а на глубине, в связи с неоднородностью структуры, появляются опасные остаточные напряжения.

Отслаиванию могут способствовать и дефекты металла в виде неметаллических включений, наличия свободного цементита и др.

Отслаивание весьма малой глубины обязано локальной пластической деформации отдельных неровностей поверхности, а также образованию пластически деформированных объемов металла, насыщенного кислородом воздуха, смазочным материалом или углеродом смазочного материала [3].

4. Влияние поверхностно-активных веществ иа контактную прочность металлов

Введение поверхностно-активных веществ в смазочный материал повышает нагрузочную способность пар трения, снижает коэффициент трения и интенсивность изнашивания. Испытания стальных образцов на усталость в маслах и других жидкостях, содержащих и не содержащих поверхностно-активных веществ, показали, что наличие последних уменьшает предел выносливости сталей. Поскольку физическая сущность процесса контактного разрушения металлов аналогична процессу

разрушения при усталости и далека от разрушения металлов при трении, то можно было ожидать, что введение в смазочный материал поверхностно-активных веществ приведет к снижению контактной прочности металлов.

Этому вопросу была посвящена работа [4]. На контактную усталость испытывали ролики из стали 18Х2Н4МА с твердостью около HRC 60. Максимальные нормальные напряжения при стационарном нагружении 2000...2800 МПа, приведенный радиус кривизны роликов 13,139 мм, суммарная окружная скорость роликов 17,67 м/с, скорость скольжения 0,55 м/с (6% от окружной скорости контрролика), температура масла на входе в контакт 100°С. Смазывание струйное.