Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 289

При внеполюсном зацеплении, когда зуб одного колеса состоит только из головки, а зуб другого —- только из ножки, скорость скольжения по профилю не меняет своего направления, и частица должна переместиться по всей высоте зуба, прежде чем выйдет из зоны трения. Это зацепление, как показывает опыт эксплуатации, склонно к задирам, и приработка его вызывает большие трудности. Окружная скорость тоже влияет на сопротивление поверхностей заеданию. С увеличением окружной скорости растет и скорость скольжения, смазочная пленка устанавливается большей толщины, но в слое смазочного материала увеличивается тепловыделение, которое способствует уменьшению толщины пленки. Суммарное действие этих двух факторов при достаточном теплоотводе от поверхности колеса приводит к тому, что с увеличением окружной скорости можно допустить большую, чем расчетную, температуру контакта без опасности заедания.

На рис. 11.7 приведены некоторые результаты исследований износостойкости зубчатых колес, выполненные В.А. Гришко с использованием метода меченых атомов: Z1 = 19, Z2 = 52, т = 3,а== 20°, степень точности 7. Смазочный материал — масло автотракторное зимнее с температурой на выходе из редуктора около 50°С. На нагрузочных режимах А и Б на приработке окружная скорость 3 м/с, скорость скольжения в начале зацепления 1,13 м/с; скорость скольжения после приработки 4 м/с. На режиме В окружные скорости соответственно 4,5 и 5,2 м/с. При контактном напряжении в полюсе зацепления <jk = 900 МПа при предварительных испытаниях выявлены следы заедания на участках зубьев, соответствующих концам линии зацепления. На режиме А, при котором сразу после приработки был переход к апов = 1080 МПа, возникало прогрессирующее заедание. При режиме Б приложение такой же нагрузки после некоторого времени работы на установившемся режиме прогрессирующее заедание начинается с некоторым запаздыванием. На режиме В (высокие окружные скорости и небольшие нагрузки) заедание неустойчиво; оно сопровождалось резким увеличением износов. Возрастание скорости изнашивания зубчатых колес может служить одним из критериев заедания при непрерывном контроле [5].