Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 268

роли эрозии в зависимости от угловой скорости винта, обусловливающей динамическое воздействие потока. Эрозия удаляет с лопастей винта продукты коррозии, образующие защитную пленку, оголяет металл, тем самым значительно ускоряя процесс его разрушения. При малых динамических воздействиях потока в лопастях развиваются усталостные трещины. Более сильное воздействие в недостаточно стойком против эрозии материале приводит к хрупкому разрушению. Вибрация лопастей винтов может вызвать в местах перегибов (в узлах колебаний) появление небольших трещин, разрыхление металла в связи с вымыванием мягких частиц и большее повреждающее действие эрозии.

О роли конструктивного фактора в стойкости гребных винтов против эрозионного изнашивания можно судить по тому факту, что на одних и тех же быстроходных кораблях с винтами из латуней марка материала и качество изготовления винтов одинаковы, винты неудачной конструкции выходили из строя после 40 ч службы, в то время как другие служили без ремонта до 10 лет. В гидротурбинных установках эрозионный эффект, естественно, будет меньшим из-за более низкой агрессивности среды, но тем не менее он весьма существен.

Газовая коррозия и эрозия действуют совместно, например, в выпускных клапанах высоконапряженных деталей двигателей внутреннего сгорания и на входных кромках лопаток компрессора газотурбинных двигателей. При замене лопаток из алюминиевых сплавов на стальные эрозионное изнашивание кромок лопаток перестало иметь практическое значение.

Случай кавитационно-эрозионного разрушения поверхности плоского золотника плунжерного керосинового насоса высокого давления показан на рис. 9.8. Внешний вид поврежденного участка с губчатым строением и с большой ноздреватостью характерен для кавитации.