Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 499

Процесс ФАБО защищает стальные поверхности от проникновения водорода и придает им антифрикционные свойства.

Эксплуатационные испытания опытных колесных пар, обработанных по технологии ФАБО, полувагонов с осевой нагрузкой 27 т на экспериментальном кольце на станции Щербинка выявили снижение интенсивности износа на 39% по сравнению с серийными колесными парами при пробеге около 70 тыс. км (рис. 2.30).

Опытные колесные пары, прошедшие обработку по технологии ФАБО, в процессе эксплуатационных испытаний в поезде № 64 Москва - Лениногорск обеспечили пробег колесных пар более 200 тыс. км, что более чем в 3 раза превышает на данном маршруте пробег колесных пар после обычной переточки.

Авторы работы провели обработку 8 колесных пар на одном транспортном предприятии Германии. К настоящему времени опытные колесные пары имеют пробег более 280 тыс. км. Обмер колесных пар после пробега 150 тыс. км показал весьма низкую интенсивность изнашивания. По мнению немецких специалистов, колеса при такой интенсивности изнашивания экспериментальные колеса могут пробежать до 1 млн км.

В.И. Балабанов, С.М. Мамыкин, Ю.А. Хрусталев и Б.Ф. Ляхов провели исследование содержания водорода в стружке, полученной при обточке колес и в продуктах износа с зависимости от их массы [3] .

Водород определяли на аналитической установке Института физической химии РАН вакуумно-десорбционным методом при нагревании до 400°С и остаточном давлении 2,6 • IO"4 ПА (2 • Ю-6 мм рт. ст.). Температура 400°С выбрана на основании предварительных исследований, которые показали, что в таких условиях из металлического образца практически полностью удаляется диффузионно-подвижный водород. При этой температуре не выделяется "биографический" водород, который образовался в стали в процессе ее выплавки. Количество водорода измеряли в см3 на 100 г металла.