Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 458

Использование морской воды в качестве смазочной среды для узлов трения многих машин и механизмов морского флота является перспективным и экономически выгодным. В парах металл — полимер при сравнительно низких контактных давлениях смазка водой применяется давно. Водой смазываются, например, подшипники судовых гребных валов, подшипники гидротурбин и т.п.

Для традиционной пары сталь — медный сплав вода также может служить смазкой. Здесь условия существования внешнего трения реализуются благодаря образованию на контактирующих поверхностях пленки, состоящей из окислов металлов и адсорбированных молекул воды. Однако при нагрузках, превышающих 5,0...7,5 МПа, окисная пленка разрушается быстрее, нежели воспроизводится, износ становится катастрофическим, а пара трения неработоспособной. Возбуждение избирательного переноса делает эту пару высокоизносостойкой при больших давлениях на контакте, вплоть до 100 МПа.

Благодаря электролитическим свойствам воды, в частности морской, в паре трения бронза—сталь происходит избирательное растворение легирующих элементов бронзы и обогащение медью ее поверхности. Поверхностная активность воды обуславливает адсорбционное пластифицирование наружного слоя. Введение же в зону трения веществ, присутствие которых способствует восстановлению окислов меди, — необходимые и достаточные предпосылки для существования избирательного переноса.

Работа д.т.н. М. Б. Рубина и к.т.н. В. М. Зиновьева

Авторы провели исследовательские работы по созданию тяже л о нагруженных подшипников скольжения, способных работать на морской воде. Для введения нужных веществ в зону контакта металлов эффективным оказалось использование метода ротапринта [5, 61]. Подшипник, который смазывается по методу ротапринта, показан на рис. 2.12.