Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 437

Подбором лиганд, изменением их концентрации можно регулировать диапазон проявления вакансионно-дислокационного механизма.

13.Главной задачей продолжения исследований избирательного переноса является поиск комплексных соединений, позволяющих обеспечить практическую безызносность узлов трения в требуемых границах нагружений, температур и скоростей.

В заключение А.А. Поляков пишет проблематичную фразу, что пульсация вакансионно-диффузионного механизма напоминает биение сердца, а взаимодействие с подсистемами снижения износа и трения (факторы безызносности) — работу подсистем в живом организме.

Однако, резюмируя в целом, можно заключить, что в зависимости от сочетания и соотношения факторов безызносности при трении может возникнуть: а) состояние поверхностного слоя, отвечающее положению вблизи равновесия, когда несогласованы отдельныефакторы, — это трение при граничной смазке, сопровождаемое более или менее медленным разрушением; б) поверхностная пленка с полностью обратимой пластичностью, бесфинально функционирующая во времени, — это трение в режиме избирательного переноса; в) наводороженное состояние поверхностного слоя, приводящее к его разрушению.

Исходя из изложенного, трение следует рассматривать как комплексы регулируемых факторов безызносности, наиболее упорядоченным из которых является диссипативная структура избирательного переноса.

12. Зарубежный опыт применения избирательного переноса в узлах трения (краткий обзор)

Уже длительное время (более 30 лет) за пределами нашей страны для снижения износа деталей машин начали использовать образующуюся в процессе трения между контактируемыми деталями медную пленку. Отмечается, что образование медной пленки во всех случаях приводит к повышению износостойкости узлов трения, а иногда и к проявлению безызносности. Достигаемое повышение износостойкости может быть объяснено осуществлением в зоне трения режима ИП, хотя авторы работ и не всегда используют терминологию, принятую в нашей стране.