Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 442

— при высоких нагрузках латунирование одной из стальных поверхностей снижает температуру и коэффициент трения не менее чем в 2 раза;

— оптимальный подбор технологической жидкости при латунировании цилиндров двигателей позволяет сразу получить сервовитную пленку из меди. Это свидетельствует о том, что процесс ФАБО относится к технологиям, реализующим избирательный перенос при трении;

— финишная антифрикционная безабразивная обработка цилиндров двигателя при оптимальных режимах его работы может снизить удельный расход топлива до 3%;

— латунирование гильз цилиндров снижает наводороживание поверхности трения цилиндров.

На основания проведенных обширных лабораторных исследований фрикционного латунирования деталей и стендовых испытаний автомобильных двигателей проф. Г. Польцер пришел к выводу, что ФАБО в парах трения машин и оборудования может заменять дорогостоящие и достаточно безвредные для природной среды способы нанесения покрытий, предназначенные уменьшить трение и износ. К таким покрытиям он относит: фосфатирование, обработку перегретым паром, азотирование, гальванические покрытия из меди и др.

От ФАБО может быть получен следующий экономический эффект:

— снижение износа до 40% в смазанных парах трения из стали и чугуна;

— большая производительность в результате более высокого КПД;

— устранение склонности к схватыванию;

— применение этого способа в процессе приработки;

— экономия энергии вследствие уменьшения трения.

В результате указываются следующие области применения ФАБО:

— пары трения из стали (особенно из высококачественной) и чугуна;

— детали цилиндрической и плоской формы или в форме вала или тела вращения;

— при смазывании пары трения с большинством смазочных материалов, а также при смазке водой, кислотами, щелочами;