Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 398

Металлоплакирующие смазки применяют в тяжелонагруженных узлах трения качения и скольжения самолетов, автомобилей, текстильном и швейном оборудовании, металлургическом оборудовании, морском флоте и др.

Использование металлоплакирующих смазочных материалов позволяет повысить долговечность узлов трения (в 2—3 раза), снизить потери на трение (200%) и тем самым повысить КПД машин и оборудования, уменьшить расход смазочных материалов (в 2—3 раза), увеличить период между смазочными работами (до 3 раз).

Наибольшее распространение получили металлоплакирующие смазочные материалы, образующие медную, оловянную или свинцовую сер- вовитные пленки.

6.19. Финишная антифрикционная безабразивная обработка (ФАБО)

ФАБО — процесс нанесения защитной металлической пленки на стальную или чугунную поверхность. Покрытие находится в напряженном состоянии, способном при воздействии активного смазочного материала подвергаться избирательному растворению и создавать сервовит- ную пленку.

Основополагающим изобретением метода ФАБО является авторское свидетельство № 115744 от 23.4.58 г. "Способ придания поверхности металлов трущихся пар противозадирных свойств" (авторы Д.Н. Гаркунов и В.Н. Лозовский) [10].

Сущность процесса состоит в том, что стальные или чугунные детали после традиционной окончательной обработки резанием их поверхности (резание, шлифование, хонингование) покрывают тонким слоем (1... 4 мкм) латуни, меди или бронзы. Покрытие производят путем трения латунного, медного или бронзового прутка (инструмента) о поверхность детали, смазывая при этом поверхность трения технологической жидкостью. При трении материал инструмента переносится на стальную (или чугунную) поверхность детали.

Процесс переноса металла при трении ранее считался вредным явлением, поскольку он сопровождался интенсивным изнашиванием и повреждением трущихся поверхностей, особенно при сухом трении. При смазывании маслом этот процесс происходил в меньшей степени, лишь в отдельных местах контакта. Здесь большую роль играют окисные пленки, возникающие в зоне контакта и препятствующие непосредственному соприкосновению материала детали с инструментом.