Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 518

12. Машины литейного производства

Трущиеся детали литейного производства работают в тяжелых условиях: высокие температуры, ударное воздействие, агрессивные и абразивные среды. Основными видами изнашивания трущихся деталей являются: абразивный, схватывание и изнашивание вследствие пластической деформации. Все это определяет малый срок службы деталей (для многих не более года).

Длительное время большие трудности доставляла пара ось - втулка рычажного механизма машин для литья под давлением. Нагрузки в этой паре трения достигают более 49 МПа. Изношенные детали восстанавливали ацетиленокислородной наплавкой. Такой способ неэкономичен, так как наплавленный слой толщиной 5...6 мм затем обрабатывался до толщины 1 мм.

А.И. Иватюненко на заводе "Сиблитмаш" разработал способ создания биметаллических деталей с антифрикционным слоем методом сварки взрывом. Был создан участок для производства подшипников скольжения, которые имели свойство работать в режиме избирательного переноса. Новые методы формирования рабочих поверхностей деталей, работающих на износ, могут бьггь применены для шатунно-поршневой группы, червячных передач и др. В качестве антифрикционного слоя применяли латунь JI63 (основной металл - углеродистая сталь).

Износостойкость биметаллических деталей, изготовленных сваркой взрывом, по сравнению с традиционной технологией литья подшипников из бронзы, увеличилась в 2...4 раза при уменьшении расхода цветных металлов в 20...100 раз; трудозатраты снизились на 20...50%.

В заключение поясним, каким образом образуется сервовитная пленка на трущихся поверхностях в паре сталь-латунь. При высоких температурах может произойти обесцинкование латуни. Это один из факторов возможного образования сервовитной пленки. Кроме того, высокие нагрузки и агрессивность среды способствуют растворению медно-цинкового сплава в зоне контакта. После образования сервовитного слоя поверхности трущихся деталей пассивируются и наступает режим избирательного переноса.