Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 541

Наибольшее количество отказов по комбайнам приходится на основной элеватор с лемехом (16;7%), ботвоудалитель (14,3%), комкодавитель (33,5%). Из-за низкой надежности этих узлов вероятность безотказной работы комбайнов не превышает 0,25. Более 90% подшипников качения при ремонте выбраковываются из-за чрезмерного их износа. Отказы вызываются и другими причинами: забивание рабочих органов растительной массой, залипанием почвой с увеличением ее влажности, ослаблением болтовых и других неподвижных соединений. Изнашивание сопряжения вал — уплотнение приводит к увеличению утечки смазки и, как

следствие, к загрязнению почвы нефтепродуктами, к попаданию абразива в зону трения подшипников и их быстрому износу.

Реализация эффекта безызносности в сопряжении вал—втулка. Как показали исследования, расход уплотнений для картофелеуборочной техники в 2.. .3 раза превышает их нормы. Практически 100% уплотнений при капитальном ремонте комбайнов подлежат замене и у 70% валов требуется восстановление рабочих поверхностей в зоне контакта с уплотнениями. Износ валов в этой зоне достигает 0,3...0,5 мм. Исследования показали, что 90% аварийных разрушений подшипниковых узлов связано с неудовлетворительной работой уплотнений.

Одной из основных причин интенсивного изнашивания уплотнений, по мнению специалистов, является прилипание их рабочих кромок к поверхности вала в состоянии длительного покоя и, как следствие, резкое увеличение момента трения в период разгона.

Авторы предложили метод комплексного воздействия на соединение "вал—манжетное уплотнение", заключающийся в нанесении на трущиеся поверхности соединения металлосодержащих покрытий и введения в смазочные материалы металлорганических присадок. Поверхность стального вала подвергалась ФАБО, а на рабочую поверхность резинового уплотнения наносилась металлосодержащая композиция, содержащая дисперсную медь или ее оксиды. Специфичность задачи заключалась в надежном фиксировании дисперсных частиц меди на поверхности материала уплотнения, сформированного на основе бутадиеннитрильного каучука.