Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 72

На рис. 49 изображена схема ГТУ со свободной силовой турбиной, приводящей через редукторы оси локомотива.

ПЕРЕДВИЖНЫЕ ГАЗОТУРБИННЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ

Благодаря малым размерам, большой мощности в одном агрегате и отсутствию потребности в охлаждающей воде газотурбинные установки могут использоваться в качестве двигателей автономных передвижных электростанций, монтируемых в железнодорожных вагонах (энергопоезда), в автомобильных кузовах и прицепах, или на специальных рамах, которые можно перевозить различными видами транспорта. Передвижные электростанции используются в районах, удаленных от источников электроэнергии — при сооружении гидротехнических устройств, постройке шахт, бурении скважин и т. п. С их помощью можно проводить исследования по определению потребности в электроэнергии вновь осваиваемых районов, присоединив передвижную электростанцию к заранее построенной распределительной системе; это даст возможность в кратчайшие сроки составить графики расхода электроэнергии по данному району. Основным назначением передвижных электростанций является их использование как аварийного источника энергии при повреждении местных электросистем из-за стихийных бедствий или других причин. Перерывы в подаче электроэнергии могут привести к значительным неудобствам (больницы, школы и другие различные здания с массовым скоплением людей), а также к большим финансовым потерям (заводы, стройки, насосные станции и т. п.). Легкие и компактные газотурбинные передвижные электростанции, быстро доставляемые в места бедствий, могут существенно смягчить последствия аварий и разрушений.

Быстрый пуск, простота обслуживания и способность работы на газообразном и жидком топливе различных видов и сортов в определенной степени компенсируют пониженную экономичность газотурбинной установки по сравнению с дизельными двигате- лями. Для аварийных станций стоимость топлива не является основным показателем, но экономичность установки все же имеет большое значение, так как с ней связано количество потребляемого топлива, возможность его доставки, размеры топливохра- нилищ и т. п.