Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 86

Фирма Дженерал — Элек-' трик выпускает транспортабельные электростанции мощностью 750 кет на базе двигателей модели 720 мощностью 1000 л. с. Масса агрегата 5450 кг, в том числе масса двигателя без редуктора 145 кг. Электростанция может легко транспортироваться или устанавливаться на платформе грузовика.

Фирмой Дейтц разработаны для привода электрогенераторов и насосов на мощностью 100 л. с. Эти установки спроектированы для ручного пуска без использования каких-либо внешних источников электроэнергии.

Установка смонтирована на раме, внутренняя полость которой является масляным баком. Масляные фильтры расположены снаружи, а маслоохладитель — внутри рамы. Охлаждающим агентом служит или вода из напорной магистрали (при приводе водяного насоса), или топливо, подаваемое в камеру сгорания.

При отсутствии свободных площадей возможна компоновка ГТУ типа «наездник» (рис. 63), при которой ГТУ практически не увеличивает площади пола, занимаемой генератором.

транспортабельные агрегаты базе ГТУ T-16

Время с момента пуска до набора полной мощности 60 сек при ручном пуске и 20 сек при пуске с помощью сжатого воздуха.

Эта же ГТУ с пожарным насосом в зависимости от требований комплектуется насосами производительностью 2500 л!мин при напоре 80 м вод. ст., 4000 л/мин при 70 м вод. ст. или 6000 л/мин при 30 м вод. ст. Благодаря компактности и малой массе два человека могут переносить весь агрегат, смонтированный на трубчатой раме [86].

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ГТУ

В 50-е годы ряд европейских фирм и крупнейших американских концернов приступили к разработке специальных автомобильных газотурбинных двигателей. В 1948 г. английские фирмы Центракс и Ровер испытали на стендах первые модели двигателей, а в 1950 г. первый газотурбинный автомобиль фирмы Ровер прошел дорожные испытания. Десятилетие с 1950 по 1960 гг. характеризовалось усиленными поисками оптимальных конструктивных решений и отработкой различных экспериментальных образцов двигателей в дорожных условиях. В результате у каждой фирмы наметились достаточно четкие конструктивные направления, однако серийное производство автомобильных ГТУ на сегодняшний день не освоено. Это связано в основном с конъюнктурными соображениями и сложностью перестройки налаженного многими десятилетиями производства поршневых двигателей, хотя стоимость газотурбинного двигателя не превысит стоимость поршневого при соответствующих масштабах производства.