Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 101

В легковых автомобилях проблема размещения двигателя в передней части машины под капотом иногда связана с зат.руд- нениями, вызванными большой высотой газотурбинного двигателя с регенератором. Так, первые модели двигателя Крайслер (см. рис. 64, а) имели дисковый регенератор в верхней части двигателя. В последней модели двигателя А-831 (см. рис. 64,6) регенератор выполнен в виде двух дисков, расположенных по обеим его сторонам, что наряду с понижением высоты создало лучшие температурные условия работы элементов двигателя благодаря симметрии потока газа. Выпуск газа также двойной по прямоугольным коробам под полом машины. При полной нагрузке температура газа на выходе из газопровода позади машины составляет 260° С, на холостом ходу она понижается до 88° С. Глушителя шума выпуска в этой установке нет, так как регенератор препятствует проникновению во внешнюю среду шума, возникающего внутри двигателя.

В двигателе 2S/140 фирмы Ровер пластинчатый рекуператор выполнен также в виде двух секций, расположенных по обеим сторонам турбокомпрессора, в то время как в первых моделях двигателей этот рекуператор был односекционным и размещался над двигателем. Аналогичным образом выполнены и вращающиеся барабанные регенераторы двигателей GT-304 и GT-305 фирмы Дженерал Моторс. В двигателе GT-304 (см. рис. 66), установленном на гоночном автомобиле «Жар-птица II», представляет интерес система отвода выпускных газов. Во время движения машины газы из выпускных камер отводятся вниз через жалюзи 16; на холостом ходу при остановке машины жалюзи закрываются с помощью гидропривода и газы проходят по симметричным боковым патрубкам 13, а затем через трубчатые лонжероны рамы выходят в атмосферу над задними колесами. В этом автомобиле из-за малой высоты подкапотного пространства масляный радиатор, система зажигания, подогреватель и кондиционер были установлены не на двигателе, а на перегородке моторного отсека, а генератор, насос и компрессор кондиционера размещены в задней части кузова, где они приводятся в движение от коробки скоростей.