Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 17

Мощность авиационных двигателей с одновальным турбокомпрессором достигает 10 000 кет, с двухвальным турбокомпрессором — 20 000 кет в одном агрегате. При этом имеется возможность многократного увеличения мощности установки путем параллельной работы нескольких двигателей на один электрический генератор.

Турбовинтовые двигатели с высокооборотной силовой турбиной соединяют с электрогенератором через соответствующий понижающий редуктор. Турбореактивные двигатели используют в качестве турбокомпрессора — энергия струи выпускных газов •срабатывается в специальной силовой турбине, соединенной с электрическим генератором непосредственно, или через редуктор. При этом турбореактивный двигатель механически не связан с силовой турбиной. Такая схема позволяет направлять выпускные газы от нескольких двигателей к одной общей силовой турбине.

Использование авиационных двигателей в энергетических установках обеспечивает им ряд преимуществ по сравнению с паровыми турбинами или ГТУ традиционных конструкций.

В первую очередь — это низкая стоимость двигателя благодаря массовости его производства, малые размеры и небольшая масса установки, отсутствие потребности в охлаждающей воде. Эти показатели обеспечивают малые затраты на капитальное строительство здания, легкость и простоту фундаментов, компактность станции в целом. Стоимость установленного киловатта составляет '/г—3A от соответствующей суммы для паросиловых установок.

Отличительной особенностью ГТУ на базе авиадвигателей является исключительно быстрый их пуск и набор ими мощности. Если время пуска из холодного состояния до принятия полной нагрузки в наиболее маневренных стационарных ГТУ равно десяткам минут, то для установки с авиационными двигателями оно доходит до 3—5 мин.