Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 35

корпус судна вместе с движителями экономического хода поднимается над водой и последние не оказывают сопротивления движению судна.

Передача большой мощности от двигателя к винту через вертикальные колонки встречает ряд конструктивных затруднений. С этой точки зрения может представить интерес предложенный В. Ю. Тихоплавом [26} конструктивный вариант схемы ГТУ с разделенным расходом газа. Подобная схема уже использовалась в корабельных установках (ГТУ EL-60 фирмы Инглиш Электрик). Применение этой схемы позволяет расположить силовую турбину с камерами сгорания непосредственно в подводной гондоле, чем исключается сложная кинематическая связь между двигателем и винтом (рис. 32). На палубе установлен турбокомпрессор; после компрессора 1 около 2/3 воздуха поступает в камеры сгорания 2 и далее в компрессорную турбину 3, а около '/з воздуха -поступает по трубопроводу 5 в пустотелой стойке к камере сгорания 9 и силовой турбине 10. Выпускные газы отводятся по трубопроводу 6. Момент от силовой турбины передается через планетарный редуктор 11 на винт 12.

На малых ходах и при маневрировании топливо к камерам сгорания 9 можно не подводить — при этом турбина 10 работает на сжатом воздухе; ее мощность в этом режиме составляет 35— 45% максимальной. Такая схема возможна и с тянущим винтом.

Преимуществами этих схем наряду с упрощением передачи мощности от двигателя на винт является возможность расположения турбокомпрессорного агрегата в кормовой части судна, эффективное глушение шума силового агрегата, находящегося в подводной гондоле, возможность доступа к силовой турбине, редуктору и винту при выполнении крыльев откидными. Тянущий винт может быть осуществлен суперкавитирующим, так как он работает в невозмущенном потоке. Недостатками служат повышенные потери давления в газовоздушном тракте, усложнение и удорожание конструкции собственно газотурбинной установки.