Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 36

Особые требования предъявляются также к виду топлива для кораблей на подводных крыльях. При движении на крыльях в холодное время корпус судна полностью омывается воздухом и охлаждается сильнее, чем на обычных судах, где цистерны расположены в подводной части и температура корпуса определяется температурой воды. Вследствие этого в судах на подвод- , ных крыльях обычно применяемое дизельное топливо становится настолько вязким, что для его перекачки из цистерн насосами требуется предварительный разогрев. В данном случае желатель- , но использование менее вязкого топлива.

Вспомогательные ГТУ

Вспомогательные ГТУ используют для привода бортовых и аварийных электрогенераторов, стационарных и переносных пожарных и осушительных насосов. Основные требования, предъявляемые к двигателям, приводящим в движение вспомогательные генераторы, сводятся к длительной их работе при малых удельных расходах топлива. Поскольку мощность генератора обычно не превышает 1000 кет, создание высокоэкономичной ГТУ для столь малой мощности является сложной проблемой. Фирма Аллен пошла в этой области по пути применения сложных схем. В установке мощностью 1000 кет был использован регенератор со степенью регенерации 70%, а в установке мощностью 500 кет — промежуточный воздухоохладитель. К. п. д. этих установок достигал соответственно 19,75 и 21,25%- Фирма Рустон предложила для привода вспомогательного генератора стандартную промышленную установку ТА с к. п. д. 16%. Эти установки снабжены осевыми компрессорами. В установках меньшей мощности с центробежными компрессорами к. п. д. не превышает 9—12%.

Так как ГТУ малой мощности по экономичности не могут конкурировать с дизельными двигателями, их применяют там, где необходимы малые размеры установки и небольшая ее масса, т. е. они имеют преимущество только для кораблей на подводных крыльях с ограниченным временем между заправками. При длительной работе малоэкономичной ГТУ сумма масс установки и