Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 95

От точки K {п = 0,5) и дon — 0,3 ступень II вырабатывает мощность, поскольку

В этом диапазоне полезная мощность силовой турбины складывается из двух величин

На рис. 74, г представлены треугольники скоростей, соответствующие режиму п = 0,3, т. е. соответствующие точке D (рис. 75).

Зависимости, приведенные на рис. 75, показывают, что использованная конструктивная схема расширяет диапазон работы силовой турбины в зоне высоких к. п. д. Там же показано протекание характеристики момента в функции числа оборотов. Благодаря высокому к. п. д. силовой турбины на малых числах оборотов крутящий момент при трогании с места почти в 6,5 раза превышает момент при максимальных числах оборотов; при обычной конструктивной схеме со свободной силовой турбиной момент при трогании с места примерно в 2 раза ниже, чем в данной схеме.

Неудовлетворительные показатели приемистости газотурбинного двигателя со свободной силовой турбиной приводят к медленному разгону автомобиля, особенно при трогании с места в первые секунды после нажатия на педаль подачи топлива. Длительное время набора мощности понижает скорость движения в городских условиях и создает опасность в аварийных ситуациях, когда во избежание столкновения необходимо внезапное ускорение машины. Худшие, чем у поршневого двигателя, показатели приемистости задерживают внедрение ГТУ в автомобильный транспорт. Для грузовых автомобилей этот показатель не столь важен, так как инерция всего автомобиля настолько велика, что большое ускорение его исключено при всех обстоятельствах. В ряде конструкций, чтобы улучшить приемистость, вводят многоступенчатые коробки передач.

Плохая приемистость свободной силовой турбины связана с тем, что при нажатии на педаль подачи топлива сначала должен набрать число оборотов генератор газа — ротор турбокомпрессора и только затем силовая турбина. Поэтому для улучшения приемистости двигателя необходимо до минимума снизить момент инерции ротора турбокомпрессора. Учитывая большую скорость его вращения, нельзя при этом исключать из рассмотрения и эффект от приводимых им в действие навешенных механизмов вместе с редуктором привода.