Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 65

Технико-экономическими расчетами подтверждена целесообразность использования газотурбовозов даже при современном уровне экономичности ГТУ, и в настоящее время во многих странах уже накоплен успешный опыт эксплуатации газотурбовозов различного назначения.

Первый газотурбовоз вступил в строй в 1941 г. Он был оборудован газотурбинной установкой мощностью 2200 л. с. швейцарской фирмы Броун—Бовери. В дальнейшем был пущен в эксплуатацию ряд газотурбовозов в Швейцарии, США, Англии, Франции.

Из многочисленных схем газотурбинных установок в газотурбовозах нашли применение только одновальная и двухваль- ная со свободной силовой турбиной. Ряд установок снабжен регенераторами. Одновальные ГТУ применяют на магистральных газотурбовозах только в сочетании с электроприводом на ведущие колеса. Использование механических передач с гидромуфтами и гидротрансформаторами в этих установках принципиально не исключено, но связано с рядом конструктивных затруднений и понижением экономичности локомотива в целом. В эксплуатируемых мощных газотурбовозах гидропередачи не применяют.

Для двухвальных ГТУ со свободными силовыми турбинами характерно благоприятное протекание зависимости момента в функции числа оборотов, поэтому такие установки, допускают

применение механической передачи. Для повышения экономичности и еще большего приближения характеристики установки к желаемой тяговой характеристике локомотива механическая передача может комбинироваться с гидравлической. Использование двухвальной ГТУ для привода генератора особых преимуществ не имеет, а более того, наряду с усложнением конструкции затрудняется защита машины от разгона при внезапном сбросе нагрузки. При двухвальных схемах необходим специальный пусковой двигатель, в то время как в одновальных установках для этого может быть использован главный генератор или возбудитель.