Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 117

воздухом и температура стенки трубы не выходит за пределы допустимой. Аналогичный эффект в некоторых установках достигается благодаря тому, что весь воздух проходит сначала в противоточном направлении, а затем в нескольких последних витках — в прямоточном (рис.88).

Температура циклового воздуха на входе в конвективную секцию составляет около 400° С. Продукты сгорания покидают котел с температурой на 70—100°С выше температуры входящего воздуха и затем идут в подогреватель (чаще всего вращающийся, типа «Юнгстрем») для нагрева воздуха для горения. За подогревателем уходящие газы обычно проходят дополнительную очистку в специальных сепараторах.

Воздушные котлы стационарных ГТУ имеют низкую тепловую напряженность, большие размеры и значительную толщину керамической обмуровки. Так как скорость прогрева обмуровки должна быть невелика во избежание ее разрушения, время розжига и прогрева котла до принятия номинальной нагрузки исчисляется обычно несколькими часами.

Уменьшение толщины обмуровки и улучшение внешней изоляции котла могут дать определенный эффект для ускорения прогрева. В принципе же применение керамической обмуровки не является наилучшим конструктивным решением, так как тепловая инерционность обмуровки при всех обстоятельствах будет ограничивать скорость пуска. Очевидно, в дальнейшем будут сделаны попытки создания воздушного котла со специальным охлаждением камеры сгорания или другими конструктивными мероприятиями, исключающими необходимость использования толстостенной керамической обмуровки.

Так, японский концерн Мицуи по лицензии Эшер — Висс из- хотовил судовую ГТУ мощностью 10 000 л. с. Котел состоит из восьми отдельных секций небольшого размера. Благодаря малому размеру каждой камеры объемная теплонапряженность кот- .ла очень высокая — 1,65 Гкал/(м3ч), т. е. в 11-—15 раз выше, чем в стационарных установках; теплонапряженность сечения 0,4 Гкал/(м2ч).