Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 47

На рис. 37 [961 показан планетарный реверсивный редуктор

английского патрульного катера класса «Брейв» с ГТУ «Протей» мощностью 3500 л. с. фирмы Бристоль. Масса редуктора менее 2 т, диаметр коронных шестерен 356 мм.

При переднем ходе тормоз 4 затянут; зафиксированы шестерни 8 и 9. Первая передача работает как планетарная, а вторая— как солнечная (сателлиты 5 обкатываются по солнечной .шестерне §). Их передаточное отношение равно соответственно 2,623 и 1.617. обшее отношение — 4,24: обе передачи вращаются

в одну сторону. При заднем ходе тормоз 3 затянут; зафиксированы водило 2 сателлитов и шестерня 7. Первая передача работает как реверсивная, вторая — как планетарная. Их передаточные отношения равны 1,623 и 2,623, общее отношение — 4,261; валы вращаются в разные стороны. В нейтральном положении «оба тормоза отпущены; при этом двигатель может работать на холостом ходу, а винт вращается в режиме авторотации.

Привод тормозов гидравлический, сблокированный с главным топливным .регулятором двигателя. Включение нейтрального положения возможно только при ограничении подачи топлива в камеры до режима холостого хода.

В десантном судне с компактной силовой установкой «Пауэр Хелм» на базе двигателя «Аврора-Ровер», приспособленного для работы на вертикальный вал (рис. 38), реверсирование осуществляется поворотом подводной головки на 180° при помощи гидропривода, который получает питание от насоса, приводимого в движение компрессором. При реверсировании включается тормоз, останавливающий на короткий период свободную силовую турбину; это делается для того, чтобы не нарушить курс движения судна в момент поворота головки. Рычаг включения тормоза сблокирован с топливной системой турбины, благодаря чему при зажатом тормозе топливо подается в количестве, необходимом только для работы турбокомпрессора на холостом ходу.