Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 96

Для уменьшения времени разгона ротора турбокомпрессора может быть на короткий срок значительно повышена температура газа перед турбиной.

Фирма Остин, разрабатывая конструкцию низкооборотного многоступенчатого двигателя мощностью 120 л. е., преследовала цель повышения приемистости. Несмотря на относительно тяжелый ротор (две центробежные ступени компрессора и три ступени турбины), время разгона было сокращено, поскольку диаметр ротора возрос незначительно, а число оборотов, которое входит в момент инерции в квадрате, существенно уменьшено (число оборотов ротора турбокомпрессора на холостом ходу 11 000 в минуту, на максимальной мощности 22 000 в минуту).

Одним из действенных способов улучшения приемистости служит повышение числа оборотов холостого хода с тем, чтобы юкратить разрыв между числом оборотов турбокомпрессора на холостом ходу и на максимальной мощности. Так, в двигателе 2S/140 фирмы Ровер эти значения составляют соответственно- 40 000 и 65 000 в минуту. Для сокращения расхода топлива на холостом ходу, как указывалось выше, в этом двигателе использованы поворотные лопатки на входе в компрессор и поворотные сопла радиальной турбины высокого давления — с их помощью и достигается высокий уровень числа оборотов холостого хода.

В двигателях с поворотными соплами турбины низкого давления малый расход топлива на холостом ходу обеспечивают прикрытием сопел на этом режиме. Температура газа перед турбиной поддерживается на высоком уровне, а числа оборотов турбокомпрессора снижаются до минимума. При разгоне двигателя сопла резко открываются, противодавление в турбокомпрессоре падает и располагаемый теплоперепад на турбине высокого давления значительно возрастает. Это приводит к быстрому набору чисел оборотов турбокомпрессором. Время набора чисел оборотов от холостого хода до максимальных в двигателе CR-2A фирмы Крайслер составляет 1,5 сек.