Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 52

Главные передачи торговых судов с газотурбинными установками специфических особенностей не имеют.

Организация подвода воздуха и отвода газа

Организация подвода воздуха и отвода газа в судовых ГТУ, по данным, опубликованным в иностранных литературных источниках, является более сложной проблемой, чем в стационарных установках, так как по условиям компоновки агрегата на корабле воздухо- и газопроводы имеют большую длину и сложную конфигурацию. Кроме того, для уменьшения площади вырезов в палубе, ослабляющих набор корабля, необходимо сокращать сечение этих каналов. Суммарная площадь вырезов для подвода воздуха и отвода газа служит одним из показателей для оценки судовой энергетической установки. Особенно большое значение имеет этот показатель для боевых судов малого водоизмещения — типа сторожевых катеров, охотников и т. п. Однако большие проемы в палубе имеют не только отрицательное свойство — они позволяют выполнять монтаж и демонтаж крупных элементов (компрессора, турбины) без вскрытия палубы.

По данным зарубежной печати важной проблемой служит сепарация и отвод капель морской воды, содержащейся во всасываемом воздухе, особенно в свежую погоду. Размещение вла- гоудаляющих устройств и глушителей шума всасывания в длинных и относительно узких воздухопроводах предопределяет существенные потери давления в них, что ведет к падению мощности и экономичности установки. Потеря давления на входе в компрессор в 1 % приводит к уменьшению мощности примерно на 2,5% и экономичности на 1,5%; потеря давления на выпуске в 1% — соответственно на 1,5 и 1,5%. Поэтому обычно суммарные потери в судовых установках, составляющие 5% (Apex + + Лрвых ~ 500 мм вод. ст.), снижают мощность установки на 10% и увеличивают удельный расход топлива приблизительно на 7,5% (для простейшей схемы ГТУ).