Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 102

В следующей модели двигателя GT-305, установленном на гоночном автомобиле «Жар-птица III», для привода вспомогательных агрегатов использован отдельный четырехтактный бензиновый двигатель мощностью 10 л. с. Применение отдельного поршневого двигателя с постоянным числом оборотов обеспечивает неизменную производительность и мощность приводимых им в действие генераторов и гидронасосов на всех режимах работы автомобиля, а при необходимости и в период стоянки.

На грузовом автомобиле «Сомуа» массой 26 г с двигателем фирмы Турбомека из-за недостатка места под капотом теплообменники вынесены в крылья машины.

В автобусах (рис. 77) и грузовых автомобилях (рис. 78) выпускные газы можно отводить вверх по вертикальным трубам.

Кстати, неудачная конструкция выпускного трубопровода в грузовике «Кенворт» из-за повышенных сопротивлений понизила мощность двигателя и увеличила расход топлива.

Ряд описанных газотурбинных двигателей предназначен для установки на спортивных и гоночных автомобилях — этим вызваны некоторые конструктивные и компоновочные решения. Непосредственное их использование для автомобилей массового- назначения, естественно, невозможно, но отдельные элементы конструкции и схемы компоновок могут быть заимствованы и учтены при разработке легковых и грузовых автомобилей с газотурбинными двигателями. Заслуживает рассмотрения гоночный автомобиль «Синяя птица», созданный фирмой Кэмпбелл — Hop- рис в содружестве с 69 английскими компаниями и фирмами (рис. 79) [41]. На этом автомобиле гонщик Дональд Кэмпбелл в 1964 г. установил мировой рекорд скорости 645 км/ч. Проектная скорость автомобиля 800 км/ч. Двигателем служит авиационный турбовинтовой двигатель «Протей» мощностью 4100 л. с. фирмы Бристоль. Учитывая малую продолжительность рекордного заезда (5 мин), мощность двигателя форсирована до- 5125 л. с. Двигатель расположен в средней части машины. Привод от свободной силовой турбины осуществлен ко всем четырем колесам. Конструкция привода необычна и принципиально отличается от общепринятых схем. Во всех двигателях «Протей» — авиационном, стационарном, судовом — вал силовой турбины низкого давления проходит через полый вал турбокомпрессора и передает момент на редуктор, расположенный в передней части двигателя, а выпускные газы отводятся в осевом направлении. В данной конструкции выпускные газы отводятся по раздвоенному патрубку в обе стороны, а вал силовой турбины продолжен назад; таким образом мощность снимается с обоих концов вала силовой турбины. Передний и задний концы вала присоединены непосредственно к дифференциалам передней и задней оси. Воздух поступает в двигатель через одно отверстие в лобовой части кузова, а затем по двум боковым воздуховодам с обеих сторон кабины водителя. Набегающая струя воздуха повышает его давление на входе в компрессор на 0,35 ат. Выпускные газы отводятся назад по двум двойным газопроводам круглого сечения.