Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 51

На рис. 41 показан редуктор комбинированной установки датского фрегата водоизмещением 2200 г [44]. На общий редуктор работает основной дизельный двигатель мощностью 3000 л. с. при 800 об/мин и ускорительная ГТУ мощностью 22 000 л. с. Передача со стороны дизеля — одноступенчатая, шевронная с весьма большими запасами прочности зубьев, поскольку размеры колеса определены значительно большими передаваемыми моментами со стороны газовой турбины. Вал дизеля соединен с

шестерней через гидравлическую и обгонную механическую муфты. Передача со стороны газотурбинного двигателя—-двухступенчатая, с раздвоением мощности. Вал силовой турбины свя

зан с шестерней первой ступени через обгонную механическую муфту. В местах выхода валов из корпуса редуктора предусмотрены сальники, предотвращающие попадание воды в редуктор при затоплении отсека.

Механическая обгонная муфта включается, когда число оборотов соответствующего двигателя начинает превышать скорость ведомых элементов, и выключается, когда число оборотов двигателя становится ниже числа оборотов сопрягающейся шестерни редуктора. Обе муфты действуют автоматически и не требуют ручного управления. Гидромуфта сглаживает крутильные колебания системы дизель-редуктор. Реверсирование производится винтом регулируемого шага.

На судах с приводом от ускорительной установки, работающей на отдельный винт, наиболее удобно выполнять разобщение линии между редуктором и упорным подшипником. В этом случае при движении судна на основных двигателях редуктор и связанная с ним силовая турбина остаются неподвижными, вращаются только валопровод и вал упорного подшипника. Смазка к упорному подшипнику и вращающимся элементам разобщительной муфты может подаваться электронасосом весьма малой мощности.