Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 97

Метод повышения приемистости двигателя путем увеличения теплоперепада на компрессорной турбине используется и в двигателях с фиксированными соплами: в момент разгона открывается обводной клапан, перепускающий газ мимо силовой турбины непосредственно в выпускной патрубок. Такими клапанами оборудованы двигатель 502-10F фирмы Боинг для гоночного автомобиля «Кертис 500D» (время разгона — 3 сек), двигатели французских фирм Соцема, Турбомека и др.

Двигатель 704 фирмы Форд, работающий по сложному циклу, вследствие малого удельного расхода воздуха характеризуется небольшими размерами роторов. Кроме того, из условия получения максимальной экономичности число оборотов -турбокомпрессора высокого давления поддерживается на постоянном уровне на всех нагрузках. Таким образом, для быстрого набора мощности необходимо придать ускорение только небольшому

по массе ротору компрессора низкого давления. Этим достигается хорошая приемистость двигателя.

Невозможность торможения двигателем является принципиальным недостатком автомобильной ГТУ. Удовлетворительные тормозные характеристики автомобиля, снабженного газотурбинным двигателем, могут быть обеспечены или путем установки дополнительных тормозных устройств в пределах шасси, или специальными мероприятиями в пределах двигателя.

В качестве тормозных устройств автомобиля, компенсирующих отсутствие тормозного момента двигателя, могут быть усиленные колесные тормоза с эффективным воздушным охлаждением, центральный трансмиссионный тормоз (десятитонный

грузовик с двигателем фирмы Ляффли имеет трансмиссионный многодисковый тормоз с пневматическим приводом) и различные электромагнитные тормоза, в том числе замедлители на токах Фуко (легковой автомобиль с двигателем фирмы Соце- ма — Грегуар, рис. 76).