Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 28

Высокий к. п. д. достигается обычно применением сложных- схем с воздухоохладителем и регенератором. При использовании в судовых условиях установок промышленного назначения, выполненных по простым схемам, в нее обязательно следует включать регенератор.

Применение тяжелого жидкого топлива или ограничивает температуру перед соплами величиной порядка 650° С, или требует специальной обработки топлива ингибиторами для нейтрализации вредного влияния на лопатки турбины натрия и вана- " дия, содержащихся в низкосортных топливах.

ГТУ для транспортных судов имеют ряд специфических особенностей, определяемых условиями эксплуатации. При длительных рейсах установка должна работать непрерывно продолжительное время на полной мощности. Выход из строя какого-либо элемента, даже второстепенного, может повлечь потерю хода корабля со всеми вытекающими последствиями. ГТУ должны обладать повышенной надежностью, в частности, должна быть предусмотрена смена форсунок при работе агрегата, очистка регенератора и т. п.; вспомогательные механизмы должны быть дублированы.

Первым судном с газотурбинным приводом был английский танкер «Аурис» водоизмещением 12 250 т. Один из четырех его дизель-генераторов мощностью 1105 л. с. был в 1951 г. заменен газотурбинной установкой мощностью 1200 л. с. (860 кет) фирмы Бритиш Томпсон Хаустон; передача мощности на винт осуществлялась электротрансмиссией.

Результаты ее испытаний оказались для того времени настолько обнадеживающими, что машинное отделение танкера «Аурис» было переоборудовано и вместо всех имевшихся там двигателей была установлена одна ГТУ мощностью 5500 л. с.

той же фирмы. Установка имеет два компрессора, две турбины, воздухоохладитель, регенератор. Выполнена она по блокированной схеме — турбокомпрессор низкого давления приводит в движение винт через редуктор с гидрореверсивной передачей. Во время эксплуатации танкера были поломки лопаток компрессора; ГТУ работала с пониженной экономичностью из-за низкой начальной температуры и недостаточно высокого к. п. д. турбомашин и гидротрансформатора