Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 110

Масло, как рабочее тело, в высокотемпературных агрегатах не удовлетворяет необходимым требованиям в связи с огнеопасностью, недостаточной термической стойкостью, кроме того, при попадании в тракт оно загрязняет проточную часть. Поэтому попытки заменить масло иной средой производятся уже длительное время. Положительные результаты в этой части достигнуты пока только в системах регулирования (гидравлические системы с водой и пневматические системы). Применение газовых подшипников будет дальнейшим шагом решения этого вопроса. •Реальной предпосылкой к этому является также и то, что масса роторов в ГТУ замкнутого цикла значительно меньше, чем в паровых турбинах и установках открытого цикла, поэтому газовые подшипники, обладающие малой грузоподъемностью, могут быть использованы в первую очередь в замкнутых установках.

Проблема сведения к минимуму утечек рабочего тела актуальна для всех'турбоустановок, но особое значение приобретает она для ГТУ замкнутого цикла, работающих не на воздухе, а на гелии или на ином газе. Наряду с объединением турбины и компрессора в общем корпусе и применением газовых подшипников, конструкторские проблемы уплотнения роторов могут

быть значительно упрощены при исключении промежуточного воздухоохладителя. К. п. д. установки при этом падает, однако эта потеря экономичности может быть отчасти компенсирована уменьшением сопротивлений в тракте или увеличением регенератора на величину объема устраненного воздухоохладителя.

Вопросы герметизации актуальны также и для корпуса турбокомпрессора, особенно при больших давлениях в системе. Весьма перспективны конструкции корпусов турбокомпрессоров без горизонтального разъема с минимальным числом вертикальных разъемов. На рис. 84 показан проект турбокомпрессора атомной судовой ГТУ мощностью 10 000 л. с. на гелии (силовая турбина выполнена в отдельном корпусе и на чертеже не показана). Общий 13-ступенчатый ротор компрессора и 5-ступенча- тый ротор турбины опираются на три подшипника с газовой смазкой. Внутренний корпус имеет горизонтальный разъем и заключен во внешний неразъемный корпус турбокомпрессора.. Вертикальные разъемы дополнительно обварены для создания повышенной плотности. Герметизированный пусковой электродвигатель прикреплен фланцем со стороны компрессора (на рисунке не показан). Этим обеспечена герметичность агрегата.