Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 54

На судах с малым водоизмещением для сепарации влаги также приходится сооружать надпалубные надстройки, в которых размещают жалюзи и глушители шума всасывания. Воздух из надстройки попадает в отдельный отсек корабля, где благодаря резкому падению скорости и поворотам потока влага дополнительно сепарируется (рис. 42). Воздухозаборник на кораблях подобного типа направлен в сторону кормы. На катерах более поздней постройки серии «Брейв» с двигателем «Протей» (см. рис. 23) воздух входит с носовой стороны, но над приемным патрубком установлен капот со сточными желобами для отвода в стороны брызг, попадающих на палубу в штормовую погоду.

Таким образом, воздух также входит со стороны кормы. В надпалубной надстройке располагают несколько рядов алюминиевых или стеклофибровых направляющих лопаток жалюзийного типа, сепарирующих влагу. Испытания моделей этих лопаток показали, что эффективность влагозадержания составляет до 0,8 всего количества воды, содержащейся в воздухе.

На некоторых кораблях с подводными крыльями ГТУ устанавливают непосредственно на палубе (см. рис. 30 и 31). В этом случае входное устройство наряду с сепарацией влаги должно создавать равномерное поле скоростей на входе в компрессор. Поэтому внутри воздухозаборника на корабле FHE-400 (см. рис. 31) устанавливают продольные перегородки, сепарирующие влагу и спрямляющие поток воздуха. Оптимальная конфигурация воздухозаборника и длина капота над входной камерой выбирались путем продувок модели при различных направлениях и скоростях потока воздуха. В частности, исследовались потери давления и искажение потока при относительной скорости до 100 узлов для встречного ветра и до 50 узлов для косого ветра (скорость судна 60 узлов).