Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 32

Несмотря на накопленный опыт эксплуатации транспортных судов с ГТУ и большое количество разработанных проектов, на сегодняшний день эти установки не вышли из стадии экспериментальной проверки и не получили широкого применения в первую очередь из-за недостаточной их надежности и экономичности, так как опыт сжигания тяжелого топлива при высоких температурах газа все еще недостаточен.

Однако в торговом флоте есть области, где применение ГТУ, работающих на легком топливе, предопределено внешними обстоятельствами. Так, на судах для перевозки сжиженного метана в качестве топлива могут использоваться естественные утечки этого газа. Газотурбинные установки также могут найти применение на паромах, где можно использовать основное качество двигателя — возможность его остановки при простоях судна и быстрый пуск перед короткими рейсами.

ГТУ для судов на подводных крыльях

По данным, опубликованным в иностранных литературных источниках, суда на подводных крыльях используются как в транспортном флоте, так и в военно-морском. Эти суда должны иметь большую мощность двигателей при минимальной массе энергетической установки и объеме машинного отделения. В середине 50-х годов предельная масса судов на подводных крыльях, исходя из показателей дизельных двигателей, была установлена порядка 50 т. Применение для судов авиационных двигателей позволило поднять их водоизмещение до 200 т и более.

Режимы эксплуатации судов на подводных крыльях резко различны. При движении на крыльях со скоростью более 40 узлов необходима полная мощность двигателя, при движении же- в водоизмещающем режиме на малых скоростях достаточна мощность менее 10% ОТ полной. Исходя из этого большинство пассажирских судов, но данным иностранных авторов, оборудуют двумя двигателями — главным для движения на крыльях и вспомогательным для плавания в водоизмещающем режиме и маневрирования, а также для движения на заднем ходу.