Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 98

Весьма эффективным оказался способ торможения, примененный фирмой Боинг при испытаниях 31-тонного автопоезда с газотурбинным двигателем 502-2 мощностью 175 л. е.: перед длительным спуском включалась передача заднего хода и силовая турбина, приводимая от трансмиссии, начинала вращаться в обратном направлении. При высоких числах оборотов турбокомпрессора тормозящее действие силовой турбины оказывалось настолько большим, что автопоезд мог быть остановлен на 11%-ном уклоне, а затем начал движение в обратном направлении. Затруднения при таком способе торможения вызывает включение задней передачи при движении автомобиля вперед, но при применении коробки скоростей с планетарной передачей это можно осуществить. Недостатком этого метода

является значительная затрата горючего, так как для эффективного торможения нужно поддерживать высокие числа оборотов •турбокомпрессора.

В двигателях с поворотными сопловыми лопатками турбины лизкого давления торможение обеспечивается при повороте сопел в сторону, противоположную вращению силовой турбины. Угол поворота лопаток от их оптимального состояния до поло- жжения «торможение» составляет около 100°. Так же, как и в предыдущем случае тормозной момент повышается с увеличением чисел оборотов турбокомпрессора, что связано с дополнительным расходом топлива.

Компрессор двигателя может быть использован для гашения .мощности торможения. Такой способ представляется наиболее целесообразным, так как мощность, потребляемая компрессором, примерно в 2 раза выше мощности на валу силовой турбины при расчетном режиме ее работы и, очевидно, в еще большее число раз выше мощности турбины с поворотными соплами при работе в режиме «торможение». Кроме того, при гашении мощности компрессором подача топлива к форсункам прекращается.