Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 40

При заднем ходе сопла и спрямляющий аппарат поворачивают таким образом, чтобы лопатки 1 перекрывали сечение канала, а лопатки 3 и 5 находились в рабочем положении. Наличие спрямляющего аппарата благоприятно сказывается на характеристике ступени при работе турбины в режиме заднего хода.

При расположении лопаток переднего хода в верхнем ярусе горячий поток газа отделяется от обода диска лопатками нижнего яруса, которые служат как бы изоляторами. На задних ходах число оборотов ротора ниже и напряжения в лопатках меньше, поэтому повышение температуры в корневом сечении лопаток и на ободе вполне допустимо.

Применение описанного выше метода реверсирования, или ему подобного представляется очень заманчивым. Так, конструкторы фирмы Дженерал—Электрик, имеющие опыт в морском газотурбостроении, считают этот метод наиболее перспективным для будущих ГТУ транспортного флота. Однако до. настоящего времени в практике мирового газотурбостроения не создано ни одной жизнеспособной конструкции реверсивной турбины. Имеются установки со свободно-поршневым генератором газа, где температура перед турбиной заднего хода относительно невелика.

Электропривод. Реверсирование с помощью электропривода постоянного или переменного тока уже много лет используют в судовой практике. Наряду с простотой реверсирования, гиб-' костью управления и обеспечением 100%-ной мощности на заднем ходу электропривод имеет большую массу, значительные габариты и низкий к. п. д. Газотурбинные установки в сочетании с электроприводом использовались в транспортном флоте (ГТУ мощностью 1200 л. с. фирмы Бритиш Томпсон Хаустон) на танкере Аурис и в военно-морском флоте (ГТУ EL-60 мощностью 6500 л. с. фирмы Инглиш Электрик); ГТУ мощностью 6500 л. с. предназначалась для фрегата «Хоттам», но прошла только бе-' реговые испытания. Нужно при этом отметить, что тип трансмиссии обеих установок был предопределен заданием, так как обе ГТУ монтировались на судах вместо ранее установленных двигателей с электропередачей.