Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 29

По мнению фирмы Паметрада, схема установки была выбрана неудачно — применение блокированной, а не свободной силовой турбины вызывает трудности при маневрировании на малой мощности.

Американское газотурбостроение для судов транспортного флота развивалось по пути использования стационарных ГТУ, выполненных по простейшей схеме со свободной силовой турбиной и с регенерацией. Для судна «Джон Сержант» промышленная ГТУ мощностью 6000 л. с. фирмы Дженерал—Электрик подверглась модернизации для морских условий. Были выполнены горизонтальные разъемы для удобства эксплуатации и ревизии, усовершенствована система сгорания применительно к низкосортным топливам, установлен двойной комплект насосов, подшипники качения вспомогательного привода заменены подшипниками скольжения. Привод винта регулируемого шага осуществляется через двухступенчатый редуктор.

Малый удельный расход топлива был достигнут высокой степенью регенерации и повышением температуры газа перед соплами (788° С). Низкосортное тяжелое топливо очищается на борту корабля. Специальные присадки, вводимые с горячей водой в топливо, растворяют содержащиеся в нем примеси ванадия, натрия и кальция, после чего водный раствор этих соединений удаляется центрифугированием. Система топливоподго- товки работает непрерывно.

На рис. 26 показана схема установки мощностью 20 ООО л. с. [2]. Газотурбинная часть этой установки по своей схеме повторяет описанную выше. Для сокращения удельного расхода топлива температура газа перед соплами поднята до 815° С, предусмотрена эффективная утилизация теула уходящих газов и распыление топлива в форсунках камеры сгорания не воздухом, а паром. Распыление паром сокращает расход топлива на 6%. Степень повышения давления 6,6, удельный расход топлива с учетом собственных нужд 222 г/{л. с. ч.). Пар из утилизационного котла 1 при работе установки поступает к форсункам камеры сгорания 6, к паровой турбине 11 генератора 9, подогревателю 19 топлива и пусковой паровой турбине 3 мощностью 1000 л. е., постоянно соединенной с валом ГТУ. Обе паровые турбины работают с противодавлением 0,35 ат, подавая пар к двум опреснительным установкам производительностью 113,5 т/сутки и системе отопления судна. Далее пар идет в конденсатор 16] насос 15 подает конденсат в котел. При неработающей установке в котел 1 поступает горячий газ от газогенератора 2 с нефтяными горелками. При выходе из строя газотурбинной установки минимальный ход судна может поддерживаться с помощью турбины И, которая в этом случае через редуктор 10 и муфту 12 передает мощность на главный редуктор 13.