Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 93

Наиболее эффективным, но и наиболее сложным способом повышения экономичности служит применение многовальных схем с промежуточным охлаждением воздуха и подогревом газа. Упомянутый выше двигатель мощностью 300 л. с. фирмы Форд, кроме высокой экономичности на полной мощности, имеет наиболее благоприятное протекание зависимости удельного расхода топлива на частичных нагрузках. В этом двигателе температура газа за камерами сгорания и число оборотов турбо- j компрессора высокого давления остаются практически неизменными в диапазоне 100—50% мощности; при дальнейшем снижении нагрузки эти параметры медленно понижаются.

Принципиально иным способом обеспечено поддержание высокой экономичности на промежуточных нагрузках в двигателе мощностью 250 л. с. фирмы Волво (рис. 69) [38].

Ротор 1 силовой турбины (рис. 73) выполнен в виде двух противоположно вращающихся ступеней без промежуточногонаправляющего аппарата. Ступень I связана с выходным валом 12 через редуктор, имеющий постоянное передаточное отношение, равное 8,2 (шестерни 7—10). Ступень II через шестерними6 планетарного редуктора связана с валом ступени I. Саттелиты планетарного редуктора укреплены на осях водила 5, которое опирается на корпус двигателя с помощью подшипника скольжения. Водило имеет возможность вращаться только в одну сторону — для этого служит муфта 2 свободного хода.

При большой скорости движения мощность вырабатывает в основном ступень I. Ступень II вращается в противоположном направлении с малым числом оборотов, развивая мощность, потребную только для преодоления трения. На рис. 74 показаны треугольники скоростей силовой турбины. Мощность пропорциональна произведению и • Дси, а так как для ступени II Acu О, то ее мощность равна нулю. Треугольники скоростей соответствуют точке А на рис. 75. Окружная скорость на шестерне 3 (рис. 73) значительно больше, чем на шестерне 6, поэтому водило 5 вращается с большой скоростью.