Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 61

Одной из кардинальных проблем, определяющих применение не только варианта конструкции, но и типа двигателя, является обеспечение надежности подшипников качения в судовых условиях. Опыт эксплуатации первых ГТУ с подшипниками качения (ГТУ «Гатрик» и G-2 фирмы Метро—Виккерс, RM-60 фирмы Ролле — Ройс, «Юпитер» фирмы Солар и др.) показал неудовлетворительную работу подшипников — они выходили из строя задолго до выработки машиной полного ресурса. Необходимо отметить, что последствия аварии подшипника качения, как правило, очень тяжелые. Для предохранения дорожек подшипников от наклепа, возникающего из-за вибрации неподвижной ГТУ при работе других двигателей, обычно предусматривается медленное проворачивание роторов ГТУ с помощью электродвигателей мощностью в несколько сотен ватт на протяжении всего- периода работы корабля на других двигателях. Положительный эффект может дать также амортизирующая подвеска двигателя.

Повышение несущей способности и. долговечности подшипников качения, достигнутое в последние годы, и улучшение подвески двигателей позволил в определенной степени решить задачу применения этих подшипников в морском газотурбостроении. Опыт эксплуатации двигателей «Протей» показал, что подшипники качения работают удовлетворительно. Однако при первой же возможности эти подшипники стараются заменить подшипниками скольжения. В установке судна «Джон Сержант» для работы в морских условиях подшипники качения в приводе вспомогательных механизмов заменены подшипниками скольжения; в ГТУ «Юпитер» фирмы Солар опорные шариковые подшипники ротора турбокомпрессора также заменены подшипниками скольжения.

Для повышения надежности работы установки иногда предусматривают переход на иной вид топлива, имеющийся на борту. Так, на кораблях с ускорительными ГТУ G-6 предусмотрено два вида топлива — дизельное для ГТУ и тяжелое для паросиловой установки. При отсутствии по каким-либо причинам дизельного топлива возможна работа установки с пониженными параметрами на предварительно подогретом тяжелом топливе. На судне «Джон Сержант» при выходе из строя системы очистки тяжелого топлива газотурбинная установка работает в течение 24 ч на запасах предварительно очищенного топлива, затем Tl ч на дизельном топливе и далее—на неочищенном тяжелом топливе при пониженной температуре газа перед соплами. Мощность установки при работе на неочищенном топливе снижается до 30% номинальной, но ход судна сохраняется в течение длительного времени (скорость падает с 15,9 до 11,5 узлов).