Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 43

Время реверсирования с полной мощности переднего хода на максимальную мощность заднего хода составляет 1 мин и слагается из следующих величин: разгрузки ТНД—-26 сек, перестановки лопастей винта — 8 сек, набора мощности — 26 сек. При ходовых испытаниях время выбега судна составило 2 мин, длина пути выбега •— 638 м (4,5 длины корпуса). В системе подачи топлива к форсункам имеется блокировка, допускающая набор мощности только при крайнем положении лопастей винта (переднем или заднем).

Гидравлические и гидромеханические передачи. В судовой практике уже многие десятилетия применяются гидромуфты и гидротрансформаторы. Гидромуфты предназначены для кратковременного разъединения валов и плавного их соединения; используют их обычно в комбинации с механическими муфтами и редукционными передачами. Гидротрансформаторы наряду с возможностью разъединения валов могут обеспечивать также бесступенчатое редуцирование и реверсирование. Основным препятствием для их применения является низкий к. п. д., большая масса и сложность вспомогательных систем.

В последние годы отмечается большой прогресс в области гидротрансформаторов: повышен их к. п. д. и достигнута передача значительных мощностей. Особенно целесообразно применение гидротрансформаторов на судах, эксплуатирующихся при резких изменениях режимов: на ледоколах, буксирах или на судах с различной степенью загрузки.

В ГТУ с высокооборотной силовой турбиной использование гидротрансформаторов в качестве единственного звена между турбиной и валопроводом нецелесообразно, так как, с одной стороны, они не обеспечивают длительной эксплуатации при больших передаточных отношениях, а с другой — характеристики турбины и винта достаточно хорошо согласовываются и без гидротрансформатора. Поэтому в современных мощных морских ГТУ гидротрансформаторы, так же как и гидромуфты, используют только как элементы главных зубчатых передач, включаемые при реверсировании, разгоне, работе на малых ходах, буксировании или различных маневрах. На режимах экономического хода и полной мощности крутящий момент передается на вал через механические редукторы.Первая зубчатая передача с гидротрансформатором была разработана н изготовлена ассоциацией Паметрада для все- режимной ГТУ мощностью 3500 л. с. Несмотря на неудачную конструкцию всей установки, передача оказалась жизнеспособной и в дальнейшем уже в модернизированном виде была применена на танкере «Аурис» с ГТУ фирмы Бритиш Томпсон Хаустон мощностью 5500 л. с. (рис. 35).