Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 55

Наибольшие потери давления и искажение потока отмечались при встречном ветре.

Сепараторами могут в определенной степени служить глушители шума всасывания, которые располагают или в надстройках корабля, или непосредственно во входной шахте. Глушители выполняют в виде ряда продольных перегородок, облицованных звукопоглощающим материалом (пенопластом и т. п.). Стенки шахт также покрывают подобными материалами. На малых судах короба для подвода воздуха иногда изготовляют из красного дерева, облицованного пенопластом, и шумоглушащие перегородки— из водостойкой фанеры.

По данным, опубликованным в иностранных литературных источниках, для каждой силовой установки судна желательно выполнять отдельный воздухоподводящий тракт, особенно если ГТУ располагаются в различных отсеках судна, как из условий его живучести, так и для того, чтобы в радиационно пораженных районах можно было работать на одном двигателе.

Если же снабдить каждый двигатель своим воздуховодом не представляется возможным (в первую очередь это может касаться газотурбогенераторов, установленных в машинных отделениях), для забора воздуха может быть использована шахта другого двигателя или котла.

Организация отвода газа из турбины в судовых условиях также имеет свою специфику. Если на крупнотоннажных судах газ выходит через дымовую трубу, то на скоростных судах с малым водоизмещением газы могут отводиться в корму. Особенно удачно сочетается с таким вариантом выпуска газа конструкция двигателя, где съем мощности происходит со стороны компрессора, а отвод газа из турбины осуществляется в осевом направлении (см. рис. 23). Выпускной газовый тракт при этом может быть выполнен с малой длиной и минимальными искривлениями. Выпуск газа в корму сокращает сечение проемов в палубе и увеличивает ее полезную площадь, кроме того, появляется дополнительный упор, увеличивающий скорость судна. Так, в дви- гателе «Протей» мощностью 4250 л. с. тяга от выпуска, составляющая 214 кГ, повысила скорость судна на 1 узел.