Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 19

На рис. 13 изображен турбореактивный двигатель Эвон фирмы Ролле—Ройс, устанавливаемый на самолетах «Каравелла». Промышленный двигатель с отдельной силовой турбиной имеет мощность около 10 000 кет на клеммах генератора при длительной нагрузке и до 13 000 кет при кратковременной. Двигатель при мощности 10 000 кет расходует 76 кг/сек воздуха, степень повышения давления его 9,5; температура газа перед компрессорной турбиной 855° С, удельный расход тепла 3583 ккал/квт-ч. Ресурс двигателя между ремонтами 1800 ч при 1800 пусках, 2400 ч при 1500 пусках и 8000 ч при 10 пусках.

Двигатель широко используется турбостроительными фирмами Инглиш Электрик и AEI для различных стационарных установок.

На рис. 14 изображена ГТУ фирмы Инглиш Электрик мощностью 10 000 кет, выполненная на базе этого двигателя. Силовая турбина, изготовленная фирмой Инглиш Электрик,— консольная, двухступенчатая. Ротор ее опирается на два подшипника скольжения. Конструкция обеспечивает возможность быстрых пусков.

Особый интерес представляют конструкции, где выпускные газы нескольких турбокомпрессоров срабатываются в одной силовой турбине.

На рис. 15 представлена ГТУ компании AEI с четырьмя турбокомпрессорами, работающими на одну двухступенчатую консольную силовую турбину мощностью 55 000 кет.

Фирмой Дженерал — Электрик разработана установка, в которой десять турбореактивных двигателей приводят в движение одну консольную одноступенчатую турбину, непосредственно соединенную с генератором мощностью 100 000 кет (рис. 16). Число оборотов генератора 1200 в минуту при 60 периодах в сети.

Фирма Инглиш Электрик решает компоновку нескольких турбокомпрессоров иначе — на рис. 17 показана ГТУ с четырьмя турбореактивными двигателями «Эвон». Выпускные газы по двум симметричным трубопроводам поступают к двухступенчатой силовой турбине, непосредственно соединенной с генератором. Поток газа дважды меняет свое направление под углом 90°. Дополнительные потери на этих участках газового тракта отчасти компенсируются вследствие осевого выхода газов из силовой турбины. Такая схема создает определенные компоновочные преимущества — вход воздуха и выход газа осуществлен с одной стороны здания и машинный зал не загроможден воздухо- и газопроводами.