Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 76

Газ из выпускного патрубка турбины обычно отводится по съемным трубам, устанавливаемым на крыше вагона. Высоту трубы стараются по мере возможности увеличить, чтобы предотвратить попадание выпускных газов в засасываемый компрессором воздух. Съемные трубы перевозят в том же вагоне и монтируют на крыше при подготовке к пуску. В ГТУ фирмы Вестингауз. (см. рис. 50) выпускная труба имеет прямоугольное сечение и выполнена• из отдельных складывающихся панелей. В ГТУ фирмы Рустон (см- рис. 54) над выпускными патрубками устанавливают на крыше два съемных конических диффузора, которые перевозят в вагоне около турбины. Для сокращения времени и облегчения монтажа выпускной трубы ее ино-гда выполняют из двух коробчатых элементов, закрепленных на шарнирах у выпускного патрубка турбины и образующих при подъеме трубу прямоугольного сечения. В ГТУ фирмы Метро — Виккерс газ из выпускного патрубка отводят через горизонтальный конический диффузор в вертикальную выпускную камеру, в которой расположена вертикальная выпускная труба, выдвигаемая вверх при работе установки и смещаемая вниз при движении вагона. В энергопоезде фирмы СТАЛ (рис. 55) выпускная труба отсутствует; при работе установки крыша вагона сдвигается и газ отводится непосредственно из выпускного патрубка турбины.

Так как энергопоезда — это автономные источники энергии, то для пуска газотурбинных установок используют или размещенные в вагоне двигатели внутреннего сгорания, или пусковые электрические двигатели с питанием от аккумуляторных батарей. Емкость батарей обеспечивает обычно как минимум трехкратный последовательный пуск установки. Батареи заряжают от вспомогательных дизель-генераторных установок при стоянке и от главного генератора при работе .газотурбинной установки.