Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 49

Если на судне устанавливают несколько двигателей, то обычно предусматривают возможность разобщения валопровода и неработающего двигателя для сокращения потерь мощности на вращение двигателя. В первую очередь это относится к ускорительным газотурбинным установкам морских судов, которые более 90% времени работают на режимах малой и средней мощности с отключенными ускорительными установками. Требование это остается в силе не только в случае работы ГТУ на общий с основным двигателем редуктор, но и при работе ускорительной установки на отдельный винт. В этом варианте при движении судна на основных двигателях винт ускорительной установки вращается в режиме авторотации.

При отсутствии сцепной муфты редуктор и силовая турбина ГТУ будут также приводиться во вращение от винта, что сопровождается потерей мощности и вызывает необходимость смазывать и обслуживать эти механизмы па всех ходах корабля. Заклинивание валопровода увеличивает сопротивление движению и создает потери скорости судна на экономическом ходе.

Несмотря на перечисленные недостатки в практике используют присоединение ускорительных установок без сцепных муфт. В частности, на английских катерах класса «Болд» с ускорительными ГТУ G-2 мощностью 4500 л. с. фирмы Метро — Виккерс муфта отсутствует: потеря мощности на вращение турбины низкого давления (ТНД) при движении судна на дизелях не превышает 1,3%, а скорость экономического хода уменьшается на 0,18 узла. Смазка редуктора и ТНД осуществляется от насосов, навешенных на редуктор.

Разобщение силовой установки и валопровода в многовинтовых судах иногда выполняют при помощи сцепных муфт, которые устанавливают между редуктором и валопроводом. Проблемой для ГТУ является синхронизация и включение этой муфты при движении судна на основных двигателях. В паровой турбине или дизельном двигателе при отсутствии нагрузки могут быть сравнительно легко установлены числа оборотов, отвечающие данной скорости вращения винта, после чего с помощью того илл иного синхронизирующего устройства автоматически или вручную вводят в зацепление зубья или кулачки сцепной муфты.