Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 124

В ГТУ средней мощности с относительно высокой степенью сжатия в ряде случаев целесообразно использование комбинированного компрессора, первые ступени которого выполнены осевыми, а последняя — центробежной. В отличие от осевых осе- центробежные компрессоры имеют высокую степень сжатия при меньшем числе рядов лопаток, т. е. при более коротком роторе.

На входе в компрессор, где объемные расходы велики, применены эффективные осевые ступени с длинными лопатками, а в зоне малых объемных расходов на последних ступенях вместо коротких лопаток — более эффективная в данных условиях радиальная ступень.

В отличие от многоступенчатых центробежных компрессоров в осецентробежном компрессоре поток воздуха не имеет многочисленных поворотов в проточной части: на участке осевых ступеней он движется аксиально и поворачивается в радиальном направлении только в пределах рабочего колеса центробежной ступени — это позволяет использовать радиальный диффузор, имеющий конструктивные преимущества (сокращение длины корпуса, удобство отвода воздуха к камерам сгорания, облегчение доступа к заднему подшипнику компрессора и т. п.).

Компрессоры осецентробежного типа применяют для ГТУ мощностью 500—3000 квт-, в них достигается степень повышения давления около 5—7.

КОРПУСА КОМПРЕССОРОВ

Корпуса осевых компрессоров должны противостоять внутреннему давлению воздуха и быть достаточно жесткими, чтобы обеспечить фиксированные радиальные зазоры в проточной части. В отличие от авиационных газотурбинных двигателей, в которых проблема создания жесткого корпуса с минимальной массой достаточно сложна, в стационарных и транспортных ГТУ разработка этого узла обычно не представляет затруднений, так как давления в компрессоре относительно невелики, температура воздуха на выходе обычно не превышает 250—300° С, а диаметр корпуса компрессора в самых мощных ГТУ не достигает 2 м. Аналогичные корпуса турбомашин на более высокие параметры применяют в паротурбостроении уже многие десятилетия.