Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 202

Точным литьем выполняют также лопатки двигателя GMT-305 компании Дженерал Моторс.

Фирма Форд применяет для двигателя 704 новый способ изготовления турбинных колес. Лопатки, полученные точным литьем, закрепляют сперва в кольцевой оправке в рабочем положении; затем профильную часть лопаток заливают сплавом с низкой температурой плавления, а на хвостовики лопаток под прессом насаживают нагретый диск турбины. После этого обод диска протачивается по торцам, а лопатки—по периферии. Затем сплав, связывающий лопатки, выплавляется.

Английская фирма Остин, проектируя автомобильный двигатель мощностью 120 л. с. с низкооборотной четырехступенчатой турбиной, также преследовала цель удешевления производства. Лопатки всех четырех ступеней имеют постоянное сечение без закрутки и одинаковый профиль; отличаются лопатки только длиной. Выполнены они из полосового материала постоянного профиля, причем обработке подвергаются только хвостовые части. Благодаря низким окружным скоростям напряжения в лопатках столь резко снизились, что появилась возможность их закрепления вильчатыми хвостами на штифтах. Такой способ крепления значительно облегчает производство, но он совершенно исключается в малоступенчатых высокооборотных турбинах.

Крепление рабочих лопаток

Лопатки в малонапряженных конструкциях крепят так же, как и в паровых турбинах,— в тангенциальных пазах, проточенных по окружности: вильчатыми хвостами на заклепках, Т-образными хвостами, зубчиковыми хвостами (рис. 183, г). Указанные соединения характерны простотой, малой трудоемкостью изготовления, удобством сборки. Однако в условиях быстрых пусков, вследствие того, что промежуточные тела и хвосты нагре

ваются быстрее, чем диски, из-за тангенциального распора происходит обрыв хвостов лопаток (ГТ-12-3 ЛМЗ, Броун-Бовери).