Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 131

Конструкция камер отбора предопределяется конструкцией корпуса компрессора. В одностенных корпусах без вертикальных разъемов камеру отбора выполняют в виде кольцевой полости, отлитой в корпусе компрессора (см. рис. 89), или из сварных элементов, расположенных на корпусе (рис. 90, а и 92, д). Если входной патрубок охватывает корпус компрессора, камера для отбора воздуха может оказаться внутри этого патрубка. Для возможности отвода воздуха из камеры она может быть увеличена и вынесена за пределы патрубка (рис. 89). При больших размерах входного патрубка противопомпажный клапан можно разместить внутри патрубка (рис. 93, б)—при этом сбрасываемый воздух перепускают непосредственно на вход компрессора. Преимуществом этой схемы является простота воздушных коммуникаций, недостатком — сложность доступа к клапану и необходимость в абсолютной плотности масляных полостей его сервопривода, так как масло может попадать в проточную часть компрессора.

В одностенных корпусах компрессоров, имеющих вертикальные разъемы, камеры отбора воздуха обычно располагают в зоне разъема (рис. 93, б и 95) —это упрощает технологию отливки и механическую обработку корпуса и обеспечивает возможность выполнения каналов для отвода воздуха из проточной части не в виде отверстий, а в виде кольцевой прорези.

На рис. 97, б показана камера отбора, образованная тремя элементами — двумя частями корпуса компрессора и средней кольцевой частью; отливка корпуса упрощена, но введен дополнительный вертикальный разъем.

В связи с тем, что в ряде компрессоров предусматривают два и даже три отвода воздуха, размещение камер отбора осложняется. Для устранения многочисленных приливов и приварных коробок на корпусе компрессора его иногда окружают по всей длине цилиндрическими кожухами; таким образом, камеры отбора размещаются в кольцевом пространстве между корпусом и кожухом. Двухстенные корпуса (см. рис. 92, г и д) позволяют без затруднений разместить необходимое количество камер отбора. Двухстенным может быть не весь корпус, а только какая-то его часть — чаще всего это часть высокого давления, где внешнюю стенку корпуса выполняют конической и связывают с напорным патрубком или центральным корпусом двигателя. Пространство между стенками служит камерой отбора (рис. 93, а).