Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 153

Дисковые наборные роторы получили в компрессорах наибольшее применение, так как наряду с описанными выше технологическими преимуществами они имеют высокую жесткость и прочность.

В осевом направлении диски и хвостовые цапфы ротора плотно стягивают одним центральным (рис. 124 и 93, а) или несколь-

кими периферийными болтами (рис. 125). Иногда лопатки крепят между дисками, а над внешней поверхностью обода дисков располагают ряды направляющих лопаток. При наличии огтнпт^

центрального стяжного болта должны быть предусмотрены специальные элементы для передачи крутящего момента. Так, в роторе ГТУ фирмы Аллен (рис. 124, а) крутящий момент передается осевыми штифтами в ступицах дисков. Этот способ получил большое распространение и в роторах других типов, в том числе роторах центробежных компрессоров. Хвостовые цапфы ротора соединены с первым и последним дисками с помощью конических шлицев треугольного профиля.

В компрессоре турбореактивного двигателя РД-10 крутящий момент передается силами трения по посадочным пояскам дисков (рис. 124, б). Диски, кроме того, соединены радиальными стопорными болтами. В ГТУ мощностью 40—50 мет фирмы СТАЛ (рис. 124, в) роторы компрессоров стянуты центральным болтом 5; крутящий момент передается через шпонки между дисками 1 и внутренними распорными кольцами 3, а также вследствие наличия трения между дисками и внешними кольцами 2. Периферийные болты 4 — технологические, облегчающие процесс сборки.

В роторе ГТУ CS-600 фирмы Центракс (рис. 93, о), наряду с центрированием дисков по заплечикам в ободе и наличием центрального стяжного болта, диски насажены на полый вал с внешней шлицевой поверхностью. Вал только передает крутящий момент. Компрессор выполнен осецентробежным. Из пяти осевых ступеней четыре (от второй до пятой) имеют рабочие лопатки с Т-образными хвостами, зажатыми между дисками, а лопатки первой ступени и входного направляющего аппарата центробежного колеса крепят осевыми елочными хвостами.