Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 219

Расход масла на подшипниковый узел определяют с учетом условий охлаждения вала, а в ряде случаев и корпуса подшип-

ника; поэтому необходимый расход масла может заметно превысить его значение, рассчитанное только из условий смазки. Повышенное количество масла требует увеличения объемов

картеров, большей мощности насосов, увеличения емкости масляного бака и запаса масла и т. п. Однако практически в ГТУ различного назначения применяют именно этот способ охлаждения подшипниковых узлов как наиболее простой и эффектив-

о — m і иф і, / — оерлнин uiiupa, о — ипжнил uuupd, зу їй — ^ниры

ный. Способы ограничения потока тепла, передающегося по валу от дисков турбины к подшипнику, перечислены при описании подшипников качения. В некоторых ГТУ малой мощности с подшипниками скольжения используют продувку охлаждающего воздуха между валом и втулкой, служащей шейкой подшипника. Из рис. 163 можно уяснить организацию подобного охлаждения. Втулка насажена плотно на вал, на поверхности которого выполнены продольные и кольцевые канавки. Через отверстия во втулке охлаждающий воздух попадает в канавки и по радиальным отверстиям проходит во внутреннюю полость вала, откуда далее направляется на охлаждение дисков турбины. Для охлаждения подшипника используют воздух, отбираемый за компрессором и охлаждаемый затем в специальном внешнем теплообменнике. (Воздух из компрессора выходит с температурой 200° С, поэтому непосредственно для охлаждения подшипников его использовать нельзя.)

Весьма распространенными подшипниками являются неразъемные подшипники скольжения. Их установка во входной части компрессора создает ряд существенных удобств, особенно при осевом входе воздуха. Корпус неразъемного подшипника имеет небольшие поперечные размеры и может быть расположен внутри обтекателя на входе в компрессор. Неразъемные подшипники можно установить и в других опорах компрессора и турбины. В ГТУ ЕМ-27Р мощностью 3000 л. с. фирмы Инглиш Электрик все подшипники выполнены безразъемными; в этой установке предусмотрена осевая сборка элементов, так как корпуса не имеют горизонтальных разъемов.