Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 197

помощью промежуточных колец. Эти установки предназначены для работы при высокой температуре газа, но их роторы имеют весьма эффективное охлаждение.

Таким образом, конструкции роторов с жесткими соединениями, в которых крутящий момент передается призонными болтами, предназначены для работы при относительно низких температурах и не допускают взаимных радиальных перемещений сопрягаемых элементов.

Большое распространение в газовых турбинах получили сборные дисковые роторы с периферийными и центральными стяжками, которые стягивают элементы ротора в осевом направлении; передача крутящего момента при этом производится другими деталями, в той или иной степени допускающими независимость радиального положения сопрягаемых элементов ротора. Наиболее часто используют для передачи крутящего момента торцовые треугольные шлицы — соединения типа Хирт. Фирма Вестингауз, ряд фирм, выпускающих ГТУ по ее лицензиям,— Фиат, Томассен- Веркспур и др., а также фирма Кларк применяют торцовые шлицы криволинейной формы — их зубья имеют бочкообразную кон-фигурацию типа «песочных часов» — это соединение известно под названием Курвик (рис. 186).

На рис. 157 и 186 изображены роторы с торцовыми шлицами и периферийными стяжками, которые выполнены более длинными, чем суммарная толщина дисков и фланцев хвостовиков.. Во избежание прогиба длинных стяжек под действием центробежной силы на них предусматривают центрирующие пояски (рис. 186) или их устанавливают вплотную к внутренней поверхности барабана (рис. 157). Периферийные стяжки характерны для крупных и тяжелых роторов. Их затягивают с помощью динамометрических приспособлений, так как различная затяжка может быть источником вибраций. В наборных дисковых роторах турбин малой и средней мощности вместо периферийных стяжек предпочитают одну центральную. Длина ее по возможности также выполняется максимальной. В общих двухопорных роторах турбокомпрессоров центральная стяжка зачастую предназначена для соединения дисков компрессора и турбины. На. рис. 121, г; 151; 163; 165; 187, а показаны роторы с центральной стяжкой, где крутящий момент передается торцовыми треугольными шлицами типа Хирт. Все роторы имеют удлиненную- стяжку, а ротор, изображенный на рис. 121, г имеет пружинные элементы, гарантирующие постоянный натяг стяжки.