Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 201

В лопатках на концах иногда выполняют бандажные полки, способствующие повышению к. п. д. ступени и улучшению вибрационных характеристик. Ленточные бандажи применяют в газовых турбинах редко, в основном в малонапряженных низкооборотных установках с относительно невысокими температурами. Проволочные бандажи используют в длинных лопатках для улучшения их вибрационных свойств. В абсолютном большинстве рабочие лопатки выполняют без бандажей и их крепление в диске допускает некоторое перемещение — «качку» лопатки в плоскости, перпендикулярной к оси хвоста.

Профильную часть лопатки в верхнем сечении иногда утоняют, чтобы при возможном задевании вершины о корпус исключить серьезные поломки.

Рабочие лопатки турбин стационарных и транспортных ГТУ выполняют в основном фрезерованием из прямоугольных брусков или из специальных поковок. Некоторые жаропрочные сплавы плохо поддаются механической обработке, и профильную часть этих лопаток выполняют злектроэрозионным способом; хвостовую часть лопатки обрабатывают фрезерованием. Существует ряд прогрессивных методов изготовления профильной части лопаток методами прецизионной ковки, точного литья, спеканием и др. Промышленного применения в стационарных и транспортных ГТУ они не получили. Исключение составляет лишь автомобильное газотурбостроение, где возможна массовость производства при минимальной трудоемкости.

В двигателях фирмы Крайслер рабочие лопатки выполняются точным литьем по выплавляемым моделям как одно целое с ободом, который затем приваривают к телу диска из малоуглеродистой стали. Механическая обработка лопаток сводится только к удалению литников на конце каждой лопатки. В первых образцах двигателей лопатки отливали из высоколегированных сплавов; в двигателе А-831 материалом лопаток служит жаропрочный сплав на железной основе.