Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 248

Ю

Топливо поступает в центральную часть полого вала через неподвижную трубку. В зазор между трубкой и вращающимся валом подается уплотняющий воздух из компрессора, что, с одной стороны, препятствует попаданию топлива в привод вспомогательных механизмов, с другой стороны,— не позволяет маслу, идущему на смазку, попасть в топливную систему. В конце передней части вала турбокомпрессора установлена пробка с кольцевым манжетом, предотвращающим проникновение топлива к турбинным дискам.

Для зажигания служит единственная свеча, установленная вне зоны горения и омываемая холодным воздухом из компрессора.

В многогорелочных камерах сгорания, предназначенных для сжигания жидких топлив, применяют механизмы, позволяющие извлекать отдельные форсунки без остановки ГТУ. На рис. 237, а показана конструкция извлекающего механизма четырехгорелочной

камеры сгорания [29]. Форсунки удаляют следующим образом: горелку 1 выдвигают на ход винта 3 вращением маховика 2, причем от вращения горелку удерживает шпонка 4, которая входит в пазы горелки и отверстия в корпусе 6. Шпоночные пазы доходят до внутреннего конца соединенной болтами части, что не позволяет горелке отодвигаться дальше того места, где уплотняющий поршень 7 упирается в шпонку 4. Для снятия горелки необходимо повернуть рычаг 13 из положения А в положение Б, причем задвижка 9, насаженная на валик 10, закроет отверстие 8, и лыски штифта 11 совпадут с пазом 14. Поворотом

рычага 12 в положение В горелка освобождается для удаления. Положение задвижки 9 сблокировано пазом 14, что исключает возможность случайного ее открытия. Когда горелка отсутствует, задвижка 9 прижимается к стенке корпуса давлением газа, причем внутренняя полость корпуса сообщается с атмосферой через отверстие 5. Рычаг 12 снабжен пружиной, которая удерживает его в одном или другом крайнем положении. Для предотвращения проворачивания маховика от вибрации предусмотрен простой замыкающий механизм.